Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Сценка

День славянской письменности

Яковлева Мария Александровна
Вступление.
Ученицы сидят за партой. Звенит звонок. Заходит учительница.
  Учительница: Ребята, наш сегодняшний урок мы начнём с необычного примера. На доске/на слайде висит записанный буквами: И+Г+Е+З+А, только в кириллическом виде; в результате получается 24, т.к. 24 мая — день славянской письменности.    
   Учительница: А кто-нибудь сможет рассказать, почему математический пример записан не цифрами, а буквами? Может, кто-нибудь из наших гостей? (В идеале ответить должен кто-то из реальных школьников, но если они не знают, то ответит кто-нибудь из учениц)
   Ученицы: Раньше для записи цифр использовались буквы нашей азбуки.            
   Учительница: Всё правильно. А как называется наша азбука? (Кто-то из школьников-гостей должен знать, что это кириллица, если нет, то снова поможет кто-нибудь из учениц).
   Учительница: Правильно. Итак, кто-нибудь из вас уже может сказать, какой результат получился в нашем примере? Если кто-то из школьников догадается, то можно его похвалить, если же они не знают, то выйдет одна из учениц.
   Ученица (делая вид, что всё это вспоминает, может где-то сначала назвать неправильное, но сразу же исправиться): Так, ну, И обозначала 8, Г — 3, Е — 5, З — 7, А — 1, в сумме получится 24! Но почему именно 24?
   Учительница: А какие у вас предположения? Если школьники скажут, что 24 мая ДСП, то молодцы, если нет, то снова выручит кто-нибудь из учениц.    
   Учительница: Да, именно так, день славянской письменности и культуры отмечается 24 мая. И в честь этого дня мы позвали особого гостя —[имя студентки, которая будет играть гостьяю] . Она расскажет нам про другие особенности кириллицы и вообще про историю нашей письменности. Заходит гостья, кланяется.  
   Гостья: Добрый день, дорогие друзья. Как уже сказали, зовут меня (называет имя), и я когда-то была ученицей Геннадия Анатольевича Юшкова. Ученицы радостно хлопают, что-то выкрикивают наподобие «Ого, того самого!». Школьники ничего не понимают. В какой-то момент все замирают, как будто время остановилось. Выходит Справка_1.
   Справка_1: Научная справка! Геннадий Анатольевич Юшков — коми писатель, поэт, драматург, чьи пьесы неоднократно ставятся на сцене нашего драматического театра. Однако нас интересует то, что он присутствовал на первом Дне славянской письменности! Первый праздник состоялся в 1986 году, и на нём, помимо русских, присутствовали писатели разных народностей. Были там не только литераторы, но и географы, краеведы, журналисты. Всех их объединяло одно — беззаветная любовь к славянской культуре и к русскому языку.
   Справка_1 уходит. Все отмирают и продолжают вести себя так, будто паузы не было.
   Гостья: Вы совершенно правы, совсем скоро мы будем отмечать День славянской письменности. У этого праздника довольно интересная история. Если у кого-то из школьников будет работа по этой теме, то вызовем его. Если нет, то выходит Справка_2.
   Справка_2: Менее научная справка! Вы ведь знаете, кому посвящён День славянской письменности и культуры? Кто-то из школьников: Кириллу и Мефодию!
   Справка_2: Верно, именно к церковному Дню святых Кирилла и Мефодия, отмечавшемуся в Болгарии с XI-XII вв., восходит и наш сегодняшний праздник. К XVIII в. этот день превратился в праздник азбуки, созданной братьями, но постепенно его значение утратилось под влиянием исторических событий. Вновь праздник славянской письменности был возрожден в России в 1986 году в Мурманске благодаря активисту-писателю - Маслову Виталию Семеновичу. Интерес, подогреваемый общественностью, вырос в традицию, которая вскоре была узаконена. Официальное утверждение дня Кирилла и Мефодия было принято 30 января 1991 года президентом Российской Федерации Борисом Ельциным. Датой празднования было выбрано 24 мая. Праздник этот отмечается не только в России, как вы думаете, в каких ещё странах?
   Школьники: В Болгарии, Чехии, Македонии, Украине, Белоруссии, Молдавия, другие славянские страны.
    Справка_2: Верно, этот праздник отмечается во многих славянских странах, ведь вне зависимости от государства, в котором мы живём, все мы — часть одной богатой славянской культуры, в наших обычаях и взглядах на мир много общего, и говорим мы на родственных языках. Этот день — ещё один повод напомнить, что границы между странами вовсе не означают, что такие же границы должны быть и между людьми.
Справка_2 уходит.
    Ученица: Да, удивительно, как различаются письменности разных народов. Наверное, многое зависело от создателей алфавитов. Теперь мне стало интересно, как Кирилл решился создать нашу азбуку.
     Гостья: Эх, была бы у нас машина времени — мы бы непременно отправились к нему и спросили. Снова замирают, гостья может отойти чуть в сторону. Появляется Кирилл. Кирилл бродит по сцене, как будто над чем-то раздумывает. Если у кого-то будет доклад про Кирилла, то вызываем его. Если нет, то появляется Справка_3  
  Справка_3: Научно-наблюдательная справка! Мы с вами сегодня — удивительный вид Человек исследующий, и нам выпал уникальный шанс наблюдать за представителем редчайшего вида Человек, азбуку создающий. В данный момент мы можем наблюдать создателя славянского алфавита – Кирилла Философа - в сложный и волнительный период жизни. Несколько лет назад князь Великой Моравии дал ему сложнейшее задание: перевести богослужебные книги на славянский язык. Язык, конечно, существовал издавна, но только письменности у него не было, и для перевода Кириллу пришлось думать над созданием азбуки.
Справка_3 отходит в сторону.
Кирилл: Что это такое — создать азбуку? Что необходимо для этого? Конечно, безмерная любовь к народу, причастность к которому, как бы ни сложилась последующая жизнь, ощущаешь всей душой, язык которого впитал вместе с молоком матери… Затем — знания. Огромные, на уровне века. Это означало, что мы должны были одолеть — и одолели! — премудрость школ и академий, бесчисленных фолиантов на разных языках мира. Когда моравский князь Ростислав пригласил меня и Мефодия на славянском языке проводить богослужения и наставлять подданных, мы понимали, насколько трудная задача стоит перед нами, ведь римские легаты не прочь прибрать к рукам землю - все они вместе с религией жаждут насадить здесь дух свой и язык свой, закабалить стремятся они этот народ, а не свободы для него ищут. Мертва молитва, звучащая на чужом языке, душа ей не откликается. Изменить же это, исправить, а вместе с тем и открыть пути к необозримым горизонтам развитие ума и духа способна «горсть букв», славяно-болгарских букв. Но их еще предстояло изобрести, начертать, назвать. Аз, буки, веди, глаголь, добро...Давно лелеял я мечту вместе с Мефодием «посвятить жизнь поиску свободы, даруемой человеку вместе с рождением», дать людям свет, знание, создать славяно-болгарскую письменность И вот... Сегодня утром перо вывело последнюю букву. Кирилл уходит. Справка_3: Азбука была создана в 863 году, и после этого Кирилл прожил всего шесть лет, он умер в 869. Почти всю жизнь он носил имя Константин, лишь за 50 дней до смерти приняв монашеское имя Кирилл, которое и осталось в истории. В последние годы он активно занимался переводами богослужебных книг, обучал славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Кирилла мы ценим не только за то, что он создал азбуку, а за то, что он обогатил славянскую культуру и начал просвещение славян. Справка_3 уходит. Класс снова продолжает с того места, где мы их оставили. Ученица: А всё-таки, наверное, Кирилл был очень интересным человеком. И явно ценил свой труд, раз назвал азбуку своим именем! Гостья: Ты не права. На самом деле Кирилл создал глаголицу. Сейчас эта письменность встречается только в древних источниках. Справка_4: Лингвистическая справка! Именно глаголица изобретена славянским просветителем Кириллом. Своим происхождением она тесно связана с греческим алфавитом. В то же время внешний облик глаголицы напоминает некоторые ближневосточные алфавиты. В отличие от кириллицы буквы глаголицы более вычурны и имеют преимущественно замкнутые очертания. Глаголица употреблялась в сер. 9 в. в Моравии, где проповедовали братья Кирилл и Мефодий. Затем глаголица проникла в Болгарию, на Русь и в Хорватию, где просуществовала до кон. 18 в. После смерти братьев папа Стефан V изгоняет их последователей из пределов Моравии. В 886 г. епископ Нитры запретил глаголический алфавит, а последователи Кирилла и Мефодия по обвинению в ереси попали в заключение. Приют они нашли в юго-западной Болгарии (Македонии). Здесь в г. Охрид, который стал вторым центром глаголической культуры, творили просветители Климент и Наум. Однако в восточной Болгарии были сильны грекофильские настроения. При царе Симеоне на церковном соборе в 893 году языком церкви и государства провозглашается старославянский язык. Одновременно оригинальный глаголический алфавит заменяется грекославянской кириллицей. Справка_4 уходит. Гостья: И буквы глаголицы нам, современным людям, вряд ли покажутся знакомыми. Выходит несколько человек с плакатами, изображающими разные буквы, а школьники угадывают, что это за буквы. Гостья: Разумеется, возникает вопрос: а кто же создал знакомую нам кириллицу? Ученицы (хором): Мефодий! Гостья: И опять вы ошибаетесь. Однако Мефодий тоже сыграл свою роль в просвещении нашего народа. Опять же делают вид, что время замерло. Если про Мефодия у кого-то будет, то вызываем его, если нет, то появляются Мефодий и Справка_5. Мефодий стоит в стороне. Справка_5: Мефодий был воином и правил болгарским княжеством Византийской империи. Это дало ему возможность научиться славянскому языку. Вскоре, однако, он решил оставить светский образ жизни и принял монашество в обители на горе Олимп. Вместе с братом он отправился с просветительской миссией в Моравию, где своими проповедями многих обратил в христианство. И он также принимал участие и в поручении князя Ростислава о создании азбуки. Вбегает Кирилл. Показывает Мефодию нарисованную закорючку: Как тебе вот эта? Мефодий отрицательно качает головой, Кирилл убегает, потом возвращается с другой буквой, которая дополнила эту закорючку. Мефодий смотрит, кивает, Кирилл снова убегает. Потом возвращается с другой буквой, Мефодий тоже пристально смотрит, потом переворачивает лист и кивает. Кирилл снова убегает. Потом слышится крик Кирилла: Мефодий, а какая из этих лучше? Мефодий тяжело вздыхает и уходит помогать брату. Справка_5: После непосредственного участия в создании азбуки Мефодий занимался и просветительской деятельностью, и переводами книг. Когда Кирилл умер, на Мефодия обрушились нескончаемые невзгоды, его преследовали, подвергали суду, сажали в тюрьму, но ни физические страдания, ни моральные унижения не сломили его воли, не изменили его цели – служения делу славянского просвещения. Справка_5 уходит. Гостья: Итак, Мефодий тоже был замечательным человеком. И всё-таки кириллицу создал не он. Сейчас это дискуссионный вопрос. Давайте посмотрим, какие теории есть по этому поводу. Входит Справка_6. Справка_6: Загадочная справка! Сейчас история происхождения кириллицы содержит множество не совсем ясных моментов. Это, прежде всего, связано с тем, что до наших времен дошло очень и очень мало памятников истории, относящихся к древнеславянской письменности. Часть учёных считает, что и кириллицу, и глаголицу создал Кирилл. Однако есть много фактов, это отрицающих, например, сведения о том, что в западных областях, где проповедовали Константин и Мефодий, кириллица не известна. Большая часть учёных склоняется к тому, что автор кириллицы — один из учеников Кирилла и Мефодия. Называется имя Климента Охридского, который создал азбуку в начале X в. Существует ещё одна гипотеза: кириллица не считается созданием учеников братьев, а трактуется как дохристианское славянское письмо, возникшее из византийского устава в результате длительного применения византийского письма славянами. До сих пор учёные не пришли к единому выводу. Возможно, именно вы внесёте некоторую ясность в этот интересный, но сложный вопрос. Справка_6 уходит. Гостья: Так или иначе, кириллица было создана, но ещё не совсем в том виде, в котором мы привыкли её видеть. Если у школьников есть что-то про кириллицу, то спросим их, если нет, то входит Справка_7. Справка_7: Лингво-проверочная справка! Русский алфавит сложился на основе кириллицы, которая представляет собой очень искусную, творческую переработку греческого (византийского) алфавита. При ее составлении были использованы 24 греческие буквы, большая часть которых получила славянские названия: “аз”, “буки”, “веди” и другие. Вместе с тем создатели кириллицы, учитывая фонетические особенности старославянского языка, ввели в нее 19 букв, отсутствовавших в греко-византийском письме. Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: например, буква «аз» обозначала 1, «веди» -2, «глаголь» - 3. Всего в кириллице было 43 буквы. А кто-нибудь знает какие-нибудь фразеологизмы, в которых сохранились названия кириллических букв? Школьники: (сначала отвечают, что знают, потом пытаются объяснить значения тех фразеологизмов, которые не названы) Сначала аз да буки, а потом и науки; выражения с азов, азы науки; стоять фертом (означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока), не миновать глаголя (так говорят о неизбежности сурового наказания кому-либо за его дела, поведение), столы “ставят покоем” (так, чтобы они образовали букву П); знать на ять (т.е. очень крепко, назубок, в современном языке часто имеет шутливый оттенок); прописать ижицу (т.е. как следует наказать, проучить, высечь). Справка_7 благодарит учеников и уходит. Гостья: Итак, вы послушали про кириллицу в период её создания. Давайте приглядимся и сделаем выводы, как за несколько веков она изменилась. Какие реформы азбуки вы знаете? Школьники: Реформа Петра I, реформа 1918 года. Гостья: Давайте предположим, какие буквы во время какой реформы отменили. Заходят буквы. к реформе Петра I: кси, ижица, юсы, омега, ото, ук; к реформе 1918: ять, фита, и-десятеричное. Буквы уходят. Гостья: Многие названия букв были обычными словами, использовавшимися в речи, например, аз, что значило «я», или добро, не изменившее своего значения и сейчас. Исследователи отмечают, что в древнерусской литературе часто сокращали слова, соответствующие названиям букв. То же добро сокращали до д, вокруг буквы ставились две точки, а над ней — две прямые линии, титло (волнистая линия, похожая на ту, которая находится на клавиатуре рядом с буквой ё), а иногда вообще ничего не ставилось. Раньше сокращения использовались и для сохранения бумаги, которая была дорогой, и для экономии времени и сил автора или переписчика, ведь книги писались от руки. Но и в современном мире сокращения никуда не делись, и об этом расскажет Михеева Анна, ученица 7 «А» класса средней школы № 12 г. Сыктывкара (выступление) Гостья: Большое спасибо за выступление и за активное участие, а мне пора уходить. Возвращается учительница. Учительница: Большое вам спасибо за то, что познакомили нас с важнейшей частью истории нашей письменности. Гостья уходит. Ученица: (обращается к учительнице), а можно нас пораньше отпустить? Погода сегодня хорошая. Ну, вот солнышко светит и (делает паузу, как будто подыскивая слово) тепло. Учительница: Эх, (имя), как непоэтично ты выражаешься! А ведь русская письменность, начавшись с церковных переводов, со временем подарила нам высокую литературу. И писатели бессчётное количество раз создавали потрясающие пейзажи. Именно об этом мастерстве писателей в изображении мира природы расскажут нам учащиеся 8 «А» класса средней школы № 12 г. Сыктывкара. Авторы – Габова Анна и Мясникова Владислава. (девушки выступают) Учительница: Большое спасибо вам за выступление. Наверное, язык — одно из самых удивительных творений человека. И, естественно, он связан с тем, как человек мыслит. Об этом подробнее расскажет Житкова Ирина, учащаяся 10 «Б» класса средней школы №12 г. Сыктывкара. (выступление) Учительница: Спасибо за выступление. У нас есть ещё одно интересное исследование, которое представит Пархоменко Валерия, ученица 7 «Б» класса средней школы №12 г. Сыктывкара. (выступление) Учительница: Спасибо за выступление. Итак, наш праздник славянской письменности почти подходит к концу. Благодарим вас, — обращается к школьникам, — за то, что приняли в этом участие. Сейчас жюри подведёт итоги по вашим работам, а мы проведём с вами небольшую игру. Задание 1. Либо учительница читает, либо звучит чьё-то чтение, либо выведены на экран первые строчки «Слова о полку Игореве», написанные по-древнерусски. Школьники должны угадать произведение и что-нибудь о нём рассказать. Задание 2. Учительница: Раньше не только писали по-другому, но и говорили не так, как мы. Попробуйте перевести следующие устаревшие слова: козлодёр (плохой певчий, с противным, высоким, сиплым и дрожащим голосом) жупел (обозначало горящую серу или смолу) мжати (жмурить глаза; щуриться; плохо видеть) младоумие (незрелость ума) обиматель (собиратель винограда) пясть (кулак) талан (судьба, удача, счастье) чернец (монах) безведрие (несчастье) катанки (валенки) клеврет (товарищ, собрат) кокурка (булочка с яйцом) бережь (осторожность) домовина (гроб) супостат (противник, враг) тать (вор) Задание 3. Учительница: Но не все слова утрачены языком, некоторые слова поменяли свои значения. Как вы думаете, что раньше обозначали хорошо знакомые вам слова? Вокзал — ранее: место общественных увеселений; сегодня: здание большой станции на путях сообщения. Декларация — ранее: объяснение, признание в любви; предложение выйти замуж; сегодня: официальное или торжественное, программное заявление (книжн.); название некоторых официальных документов с сообщением каких-нибудь нужных сведений (спец.). Дымка — ранее: легкая прозрачная ткань, тюль; сегодня: легкая, как дым, застилающая пелена чего-нибудь. Инвалид — ранее: ветеран; сегодня: человек, утративший трудоспособность из-за увечья, болезни. Искусство — ранее: притворство, неискренность; сегодня: творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; умение, мастерство, знание дела; дело, требующее такого умения, мастерства. Капот — ранее: пальто особого свободного покроя; шинель, плащ (у военных); сегодня: откидная покрышка различных механизмов (спец.). Труд — ранее: болезнь, недуг; страдание, мучение; сейчас — работа, усилие, старания, хлопоты. Кишка — ранее: домашняя колбаса; сейчас — часть пищеварительной системы. Морда — ранее: плетёнка из лозы; сейчас — просторечное название лица или «лицо» у животных. Напрасно — ранее: внезапно, нечаянно, неожиданно; сейчас — зря, без пользы. Неделя - день, когда 'не делают' – день отдыха. В дохристианский период на Руси суббота и воскресенье называлось – преднедельник и неделя (или седмица) соответственно. Сейчас неделя — семь дней. Прелесть — ранее: обман, соблазн, коварство, сейчас — нечто прелестное, красивое, милое. Тьма — ранее: десять тысяч, сейчас — темнота. Потом учительница передаёт слово жюри.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»